Как справляться с негативом и как на него реагировать?

Каждый из нас сталкивался с недопониманием со стороны заказчика. Часто бывает, что недопонимание между автором и заказчиком взаимно, тогда это превращается в конфликт со всеми вытекающими последствиями.

Стоит понимать, что большинство заказчиков, по умолчанию – адекватные люди, заказывающие работу с единственной целью – сдать её (не получить файл, решение и т.д., а именно сдать так, чтобы ее приняли).

Негатив встречается во всех сферах, где нужно работать с людьми, будь то госучреждение, университет, служба поддержки или условный офис сотового оператора. Сталкиваться с ним мы будем всегда по ряду причин. Для экономии времени и нервов (своих и заказчика) стоит научиться выявлять причину недопонимания и, по возможности, пресекать конфликт до его начала.

Основные причины негатива заказчика, по опыту, следующие:

1. Стресс, давление преподавателя, корректировки;

2. Просрочки, невыполнение автором обещаний;

3. Негативный прошлый опыт;

4. Личные проблемы заказчика.

Зная причины, в большинстве случаев негатив можно предотвратить и вообще с ним не сталкиваться. Как это сделать? Справиться с этими причинами.

1. Стресс, давление преподавателя, корректировки

Следует помнить, что это Вы, может быть, пишете такие работы каждый день и знаете всё «от» и «до», а для заказчика сдача каждой студенческой работы – новый опыт и, соответственно, стресс. Преподаватель также может подливать масла в огонь, задавать вопросы и отправлять на доработку, если сочтет это необходимым. Чем крупнее работа – тем больше ответственности, тем больше стресс. Заказчик, заказывая работу, перекладывает ответственность за результат с себя на исполнителя, из-за чего у него может появиться дополнительное желание упрекнуть автора (как так, он сдал реферат в 11 классе без корректировок, а по «Вашей» работе ему дали целый список замечаний).

Что делать: убедить заказчика, что это нормально, так бывает сплошь и рядом. Постарайтесь сделать это мягко и уверенно, чтобы сложилось впечатление, что Вы не в панике и знаете, что с этим делать.

Кстати, классификация специфических преподавателей тут https://a24.biz/forum/getPost/5579


2. Просрочки, невыполнение автором обещаний

«Первая причина – это ты»

Очевидно, что важно не подводить ожидания заказчика и делать ровно то, что вы обещали, ровно в этот срок. Просрочки и невыполнение обещаний – причина огромного количества справедливых отрицательных отзывов на платформе. Например, и Вы бы оставили плохой отзыв, если бы Вам при заказе еды в кафе принесли бы не то блюдо, или несли бы полтора часа.

Однако, если это вдруг произошло (мало ли, бывают разные причины) – объясните заказчику, почему всё так сложилось и решите его проблему.

3. Негативный прошлый опыт

Негативный прошлый опыт создает у заказчика негативные ожидания. Возможно, раньше его подвели (см. п.2) или отправили откровенный плагиат под видом работы, бывают разные ситуации.

Стоит показать заказчику, что каждый автор работает по-своему и вовсе необязательно, что его опыт повторится. Выясните, что именно пошло не так в прошлый раз, какие требования были не учтены, какие рекомендации и т.д. В этом случае высока вероятность, что всё пройдет хорошо, и Вы не столкнетесь с предвзятым отношением.

4. Внутренние проблемы заказчика.

Данную «причину» лучше выявлять на стадии аукциона и стараться обходить таких заказчиков стороной. Обычно опытному автору такое видно с первых сообщений, но, если заказ уже Ваш, сохраняйте профессионализм и спокойствие, поддерживайте заказчика. Показывайте, что Вам не все равно и почти любые проблемы можно решить.

Предложите четкий план, «нарисуйте картинку», которая покажет заказчику последовательность действий, в результате которой всё пройдет хорошо и он сдаст. Например, я иногда отправляю заказчику в аукционе на ВКР порядок работы. Выглядит это примерно так:

1. Мы составляем план и утверждаем его у научного руководителя;

2. По утвержденному плану пишем первый вариант работы, он будет готов к сроку сдачи заказа;

3. Отправляем работу на проверку научному руководителю и подробно фиксируем все его/ее замечания;

4. Правим работу по замечаниям, пока они не закончатся;

5. Готовим презентацию и речь на защиту;

6. Защищаемся.

В итоге, когда заказчик это читает, у него появляется уверенность в том, что работу мы доведем до конца и всё будет хорошо. Кроме того, это стоит делать, чтобы у заказчика не появилось своего, какого-то особенноговарианта развития событий в виде нажатия различных «красных кнопок» и негативных высказываний.

Если негатив уже есть и что-то пошло не так – не ругайтесь с заказчиком и не переходите на личности (это никому и никогда не помогало).

Будьте профессионалом. Не поддавайтесь на провокации и просто продолжайте делать свою работу хорошо. В итоге высока вероятность, что в этом случае и закончится всё тоже хорошо.

В крайнем случае – пишите в поддержку. Вам помогут.

Чего НЕ стоит делать:

  • уходить в отказ при малейшем конфликте;
  • оскорблять заказчика и негативить в ответ;
  • ссылаться на личные причины, по которым Вы что-то не сделали (заболел хомяк / не было похожей работы в коллекции и т.д.);
  • делать дополнительный объем работы бесплатно / делать платно то, за что заказчик уже заплатил. Придерживайтесь изначальных договоренностей.

Надеюсь, пост будет полезен и поможет Вам избежать неприятных ситуаций и негативных отзывов