Как справляться с негативом и как на него реагировать?
Каждый из нас сталкивался с недопониманием со стороны заказчика. Часто бывает, что недопонимание между автором и заказчиком взаимно, тогда это превращается в конфликт со всеми вытекающими последствиями.
Стоит понимать, что большинство заказчиков, по умолчанию – адекватные люди, заказывающие работу с единственной целью – сдать её (не получить файл, решение и т.д., а именно сдать так, чтобы ее приняли).
Негатив встречается во всех сферах, где нужно работать с людьми, будь то госучреждение, университет, служба поддержки или условный офис сотового оператора. Сталкиваться с ним мы будем всегда по ряду причин. Для экономии времени и нервов (своих и заказчика) стоит научиться выявлять причину недопонимания и, по возможности, пресекать конфликт до его начала.
Основные причины негатива заказчика, по опыту, следующие:
1. Стресс, давление преподавателя, корректировки;
2. Просрочки, невыполнение автором обещаний;
3. Негативный прошлый опыт;
4. Личные проблемы заказчика.
Зная причины, в большинстве случаев негатив можно предотвратить и вообще с ним не сталкиваться. Как это сделать? Справиться с этими причинами.
1. Стресс, давление преподавателя, корректировки
Следует помнить, что это Вы, может быть, пишете такие работы каждый день и знаете всё «от» и «до», а для заказчика сдача каждой студенческой работы – новый опыт и, соответственно, стресс. Преподаватель также может подливать масла в огонь, задавать вопросы и отправлять на доработку, если сочтет это необходимым. Чем крупнее работа – тем больше ответственности, тем больше стресс. Заказчик, заказывая работу, перекладывает ответственность за результат с себя на исполнителя, из-за чего у него может появиться дополнительное желание упрекнуть автора (как так, он сдал реферат в 11 классе без корректировок, а по «Вашей» работе ему дали целый список замечаний).
Что делать: убедить заказчика, что это нормально, так бывает сплошь и рядом. Постарайтесь сделать это мягко и уверенно, чтобы сложилось впечатление, что Вы не в панике и знаете, что с этим делать.
Кстати, классификация специфических преподавателей тут https://a24.biz/forum/getPost/5579
2. Просрочки, невыполнение автором обещаний
«Первая причина – это ты»
Очевидно, что важно не подводить ожидания заказчика и делать ровно то, что вы обещали, ровно в этот срок. Просрочки и невыполнение обещаний – причина огромного количества справедливых отрицательных отзывов на платформе. Например, и Вы бы оставили плохой отзыв, если бы Вам при заказе еды в кафе принесли бы не то блюдо, или несли бы полтора часа.
Однако, если это вдруг произошло (мало ли, бывают разные причины) – объясните заказчику, почему всё так сложилось и решите его проблему.
3. Негативный прошлый опыт
Негативный прошлый опыт создает у заказчика негативные ожидания. Возможно, раньше его подвели (см. п.2) или отправили откровенный плагиат под видом работы, бывают разные ситуации.
Стоит показать заказчику, что каждый автор работает по-своему и вовсе необязательно, что его опыт повторится. Выясните, что именно пошло не так в прошлый раз, какие требования были не учтены, какие рекомендации и т.д. В этом случае высока вероятность, что всё пройдет хорошо, и Вы не столкнетесь с предвзятым отношением.
4. Внутренние проблемы заказчика.
Данную «причину» лучше выявлять на стадии аукциона и стараться обходить таких заказчиков стороной. Обычно опытному автору такое видно с первых сообщений, но, если заказ уже Ваш, сохраняйте профессионализм и спокойствие, поддерживайте заказчика. Показывайте, что Вам не все равно и почти любые проблемы можно решить.
Предложите четкий план, «нарисуйте картинку», которая покажет заказчику последовательность действий, в результате которой всё пройдет хорошо и он сдаст. Например, я иногда отправляю заказчику в аукционе на ВКР порядок работы. Выглядит это примерно так:
1. Мы составляем план и утверждаем его у научного руководителя;
2. По утвержденному плану пишем первый вариант работы, он будет готов к сроку сдачи заказа;
3. Отправляем работу на проверку научному руководителю и подробно фиксируем все его/ее замечания;
4. Правим работу по замечаниям, пока они не закончатся;
5. Готовим презентацию и речь на защиту;
6. Защищаемся.
В итоге, когда заказчик это читает, у него появляется уверенность в том, что работу мы доведем до конца и всё будет хорошо. Кроме того, это стоит делать, чтобы у заказчика не появилось своего, какого-то особенноговарианта развития событий в виде нажатия различных «красных кнопок» и негативных высказываний.
Если негатив уже есть и что-то пошло не так – не ругайтесь с заказчиком и не переходите на личности (это никому и никогда не помогало).
Будьте профессионалом. Не поддавайтесь на провокации и просто продолжайте делать свою работу хорошо. В итоге высока вероятность, что в этом случае и закончится всё тоже хорошо.
В крайнем случае – пишите в поддержку. Вам помогут.
Чего НЕ стоит делать:
- уходить в отказ при малейшем конфликте;
- оскорблять заказчика и негативить в ответ;
- ссылаться на личные причины, по которым Вы что-то не сделали (заболел хомяк / не было похожей работы в коллекции и т.д.);
- делать дополнительный объем работы бесплатно / делать платно то, за что заказчик уже заплатил. Придерживайтесь изначальных договоренностей.
Надеюсь, пост будет полезен и поможет Вам избежать неприятных ситуаций и негативных отзывов ☺