Структура введения

Такой раздел, как введение, встречается в большинстве типов студенческих работ: в рефератах, курсовых, дипломных и магистерских работах, в отчетах по практике и др.

Естественно, в зависимости от типа работы, предмета и методички вуза (а иногда и от личных фантазий преподавателя) количество и расположение структурных элементов введения может значительно отличаться, однако, следует помнить, что, в общем виде, введение – сжатое представление работы, которое отвечает на вопросы:

1. Зачем это всё нужно?

2. Что именно исследовалось?

3. Что было сделано?

4. В какой последовательности это было сделано?

5. Какими методами это было сделано?

6. На какие труды опирался автор?

7. Что нового в науку и практику привнесла работа?

Не всё из этого встречается в каждой работе, но первые пять – почти везде.

Так как работ много, а преподаватель один (и часто не мотивирован всё это читать), введение – фактически, самая важная часть работы, которую всегда будут внимательно смотреть, «причесывать» и доводить до совершенства, остальной текст не настолько важен. Если же это курсовая или дипломная – тем более, ведь элементы введения добавляют в презентацию на защиту этих работ.


Примечание: Искренне считаю, что введение нужно писать тогда, когда главы уже готовы (иначе потом придется исправлять). Однако, многие научные руководители так не думают, поэтому работаем с тем, что имеем.

Во введении встречаются самые разные элементы (очень часто – элемент воды). Здесь – очень короткий гайд о том, что в них чаще всего хотят видеть:

  1. 1.Актуальность

Когда работа написана, Вы уже знаете, какие основные проблемы есть в области исследования, почему нужно именно сейчас что-то исследовать/разрабатывать/ совершенствовать/ пересматривать. Свяжите это с актуальными событиями, новостями, новшествами в нормативных документах и др. Обычно, достаточно 2-3 абзацев. Главное – закончите мысль и ответьте на сам вопрос – в чем актуальность то.

Примечание: стоит избегать формулировок из разряда «актуальность данного исследования велика» и пр.

  1. 2.Степень научной разработанности (изученности) темы

Иногда здесь нужно цитировать авторов по теме исследования, иногда достаточно просто их перечислить, достав самые известные фамилии из списка литературы. Составить этот перечень, когда список литературы готов – дело пары минут.

Примечание: не упоминайте тех, на кого не ссылаетесь в работе/не планируете ссылаться.

  1. 3.Цель исследования

Обычно формулируется исходя из темы исследования. Это – конечный результат работы, она должна закончиться достижением цели.

  1. 4.Задачи исследования

Задачи – этапы достижения цели работы, их пишут, исходя из названия параграфов в оглавлении. Необязательно задач должно быть столько же, сколько и параграфов, достаточно 3-5 штук (главное, чтобы была хотя бы одна теоретическая задача, хотя бы одна аналитическая и одна – в сфере предложений по совершенствованию чего-либо).

Когда формируется задача, первым словом в ее тезисе должен быть глагол: выявить, проанализировать, разработать, рассчитать, предложить и др.

  1. 5.Объект исследования и предмет исследования

Главное правило: предмет исследования – всегда часть объекта/аспект его функционирования и меньше по масштабу.

Эти два элемента правят очень часто, так как научный руководитель почти всегда имеет свое собственное видение объекта и предмета исследования.

  1. 6.Научная новизна исследования

Этот пункт введения отвечает на вопрос о том, что нового привнесла работа в науку и в практику. Часто используют слова из задач: выявлено, уточнены, раскрыты, дополнены, установлено… и др.

  1. 7.Положения, выносимые на защиту

Этот элемент используется в магистерских диссертациях, и, редко, в ВКР бакалавра.

Перечисляются результаты/закономерности и т.д., выявленные в работе и обладающие новизной. Обычно – 2-3 шт.

  1. 8.Практическая значимость определяется возможностями прикладного использования его результатов.

Например: разработанная методика чего-то может быть применена на практике теми-то для того-то.

  1. 9.Теоретическая значимость.

Чаще всего, это уточнение определения чего-либо, разработка классификации, адаптация методики и др.

  1. 10. Нормативная база исследования

Да, и такое тоже бывает. В этом пункте стоит перечислить основные НПА, использованные в работе, в т.ч. локальные документы.

  1. 11.Методы исследования

Определяются и характеризуются конкретные общенаучные и специальные методы решения поставленных задач.

  1. 12.Эмпирическая основа исследования.

Например, в качестве эмпирической базы могут выступать данные проведенного социологического или иного опроса; данные, полученные в результате проведения эксперимента и пр.

  1. 13.Апробация результатов исследования

Как правило, этот пункт на совести студента – когда он что опубликовал, в какой конференции участвовал и т.д. (а может, в идеальном мире он получил патент или внедрил что-нибудь на производстве?)

  1. 14.Структура работы

Чаще всего это выглядит так: работа состоит из введения, N глав, X таблиц, Z рисунков, заключения, списка литературы и Y приложений.

Представленное выше – очень общие представления, и существует множество их вариаций, поэтому, в первую очередь, стоит изучить методичку ВУЗа для конкретного заказа.